НАУКИ О ЗЕМЛЕ. Общая и региональная геология, петрология и вулканология
Рассмотрены основные проблемы стратиграфии касимовско-гжельских (верхнепенсильванских) и пермских отложений на территории Средней Сибири, в пределах которой выделяются пять структурно-фациальных областей: Тунгусская, Лено-Енисейская, Вилюйская, Таймырская и Верхоянская. Перечисленные области разделены на структурно-фациальные зоны или районы, характеризующиеся неповторимой последовательностью местных стратонов (свит, подсвит, толщ). Для корреляции верхнепенсильванских–пермских отложений внутри каждого из трех регионов (Сибирская платформа, Таймыр и Верхоянье) используются самостоятельные региональные стратиграфические шкалы, основанные на вертикальной последовательности палеонтологических комплексов и этапности осадконакопления. Верхнепенсильванско-пермские отложения Сибиркой платформы рассматриваются в составе семи последовательных региональных горизонтов (снизу вверх): катский (верхняя часть), клинтайгинский, бургуклинский, пеляткинский, дегалинский, гагарьеостровский и ивакинский. На Таймыре этому интервалу соответствуют турузовский, быррангский, соколинский, байкурский, ледянский и ивакинский, а в Верхоянье – кыгылтасский, хорокытский, эчийский, тумаринский, деленжинский, дулгалахский, хальпирский и некучанский (основание) региональные горизонты. Проведено сопоставление региональных стратиграфических шкал Сибирской платформы, Таймыра и Верхоянья с Международной хроностратиграфической шкалой. Для всех изученных структурно-фациальных областей приведены схемы корреляции, которые могут использоваться в качестве каркаса для новых (современных) региональных стратиграфических схем верхнего палеозоя Сибирской платформы и ее складчатого обрамления.
Приведены результаты исследований, проведенных на юго-восточном фланге Иньяли-Дебинского синклинория, расположенном в центральной части Верхояно-Колымской складчатой области. Главной тектонической структурой здесь является Момонтайская синклиналь, сложенная среднеюрскими терригенными отложениями. Синклиналь перекрыта несогласно залегающими вулканогенными и вулканогенно-осадочными породами позднеюрского возраста УяндиноЯсачненской вулканической дуги. Впервые для этого района обнаружено и описано резкое угловое несогласие между интенсивно деформированными породами средней юры и верхнеюрскими вулканитами. Установлены два этапа деформаций. Сложная напряженная складчатость среднеюрских терригенных отложений имеет северо-западное простирание, тогда как наложенные простые крупные открытые складки, в которые смяты вулканогенно-осадочные толщи верхней юры, ориентированы в субширотном направлении. Деформации первого этапа представлены сжатыми асимметричными концентрическими, цилиндрическими, реже коническими, складками. Описаны крупные, вплоть до изоклинальных, опрокинутые на юго-запад складки первого этапа. Используя замеры элементов залегания плоскостей разломов и ориентировок штрихов на зеркалах скольжения, были рассчитаны оси сжатия и растяжения. Рассчитанные оси сжатия для тектонических структур северо-восточного крыла Момонтайской синклинали ориентированы почти ортогонально к простиранию складчатости первого этапа деформаций. Таким образом, установлено, что структурный парагенезис, представленный межслоевыми срывами, надвигами, сбросами и сдвигами, был образован в едином поле напряжений со складчатостью первого этапа деформаций. Накопление изученных среднеюрских отложений происходило в прибрежных шельфовых обстановках осадконакопления, изменяющихся временами на дельтовые. В конгломератах и песчаниках присутствуют крупные слабо окатанные валуны кварцитов и известняков, а также гальки аргиллитов и вулканических пород, что указывает на близкие источники сноса кластики. В конце средней юры или в начале поздней юры в этой части Иньяли-Дебинского синклинория произошла интенсивная складчатость северо-западного простирания. Накопление позднеюрских вулканогенных пород УяндиноЯсачненской дуги и внедрение субвулканических образований происходило уже на/в деформированные отложения средней юры. Складчатость второго этапа произошла в постпозднеюрское время.
Приводится сравнительный анализ типоморфных особенностей минералов разных типов силикатных пород и карбонатитов Томторского массива с целью установления их конвергентных признаков. Чтобы исключить взаимное воздействие друг на друга пород, сформировавшихся в разное время, для изучения отобраны пробы из разных разрозненных самостоятельных трубочных тел мельтейгитов, пластового тела щелочных пикритов и секущей дайки карбонатита, расположенных южнее Томторского массива, а также из неизмененных нефелиновых сиенитов с южной окраины массива. Показано, что среди породобразующих и акцессорных минералов, в том числе и редкометалльных рудных минералов разных силикатных магматических пород и карбонатитовых образований выявляются интересные конвергентные особенности. Такими особенностями обладают как породобразующие минералы – пироксены, слюды, полевые шпаты, фельдшпатоиды, гранаты, так и основные и редкие карбонаты, окисно-рудные минералы, в том числе хромсодержащие шпинелиды, а также сульфидные и другие экзотические фазы. Новые данные по типоморфным особенностям минералов подтверждают полученные нами ранее данные по выделению пяти кластеров по ассоциации петрогенных и ряда рудных компонентов среди пород Томторского массива. Наиболее интересным нюансом в этом плане оказалось подтверждение сближения группы явных высокотемпературных раннемагматических элементов – MgO, Cr и Ni с группой CaO, CO2, H2O, P2O5 и Y – компонентов, образующих карбонатитовые дериваты. Например, наличие высокохромистых шпинелидов в щелочных пикритах и в карбонатитах указывает на сквозной характер формирования хромистых фаз в данных породах. Подобные исследования помогут раскрыть минералогические критерии генетического родства между силикатными расплавами и связанными с ними карбонатитовыми дериватами, которые могут формировать богатые редкими элементами оруденения.
Приведены результаты геохимического изучения проб из поверхностных битумопроявлений нятвенской толщи среднекаменноугольных отложений по обнажениям правого берега р. Поповка, притока р. Колыма, с целью выяснения типа нафтидопроявлений и их генетической взаимосвязи с вмещающими породами. Согласно полученным данным, изученные нафтиды относятся к битумам гипергенного ряда, которые в значительной степени окислены в зоне гипергенеза, но не несут заметных следов влияния процессов биохимического окисления. Установленное высокое содержание органического углерода и выхода битумоидов в породах и особенности распределения реликтовых углеводородов свидетельствуют об аквагенной природе исходного органического вещества. В изученных образцах катагенетические изменения органического вещества соответствуют средним градациям мезакатагенеза и оно сохранило свой углеводородный потенциал. Это позволяет считать, что битуминозная нятвинская толща генерировала жидкие углеводороды и могла быть их источником для широко развитых битумопроявлений в среднекаменноугольных отложениях Омулевского и Приколымского поднятий вплоть до формирования скоплений углеводородов в погруженных частях Индигиро-Зырянского прогиба. Новые данные об особенностях группового состава и химической структуре хлороформенных битумоидов и спиртобензольных смол являются свидетельством многоэтапности миграционных процессов и указывают на смешанный характер битумопроявлений в нятвенской толще в результате наложения миграционных углеводородных флюидов из новинской свиты на сингенетичные битумопроявления нятвенской толщи, уже испытавшие значительные гипергенные изменения. С геохимических позиций полученные результаты подтверждают точку зрения на палеозойские отложения юго-восточной части Индигиро-Зырянского прогиба и прежде всего – девонские и каменноугольные – как самостоятельный объект для поиска залежей углеводородов.
Проведено полное фаунистическое описание ископаемых животных на местонахождении верхнего течения речки Енге-Юрюе Среднеколымского района Якутии. Приведены описания и стандартные морфометрические показатели костных остатков млекопитающих мамонтовой фауны. Видовая принадлежность и морфометрические показатели были определены по стандартным методикам, приведенным в оригинальной статье. Представленные костные остатки обнаружены непосредственно на местонахождении на площади примерно 60 м2 в одном костеносном слое. Материал содержит данные по девяти млекопитающим мамонтовой фауны. Среди материала имеются и останки грызунов, но ввиду сложности определения вида они не рассматриваются в настоящей работе. Геологический возраст находок предположительно средний и поздний неоплейстоцен.
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. Экология
По данным собственных наблюдений, в фитопланктоне 11 озер на территории г. Якутск и пригорода определены видовой состав фитопланктона, его общая численность, а также выявлен комплекс доминирующих видов. Одновременно с альгологическими наблюдениями проведена оценка содержания в воде ионов четырех тяжелых металлов (меди, никеля, марганца и цинка). По ряду химических компонентов выявлено превышение ПДК. Из полученных данных был сформирован массив, включающий 24 количественные непрерывные переменные, характеризующие концентрацию тяжелых металлов и показатели развития фитопланктона. Путем последовательного применения к полученному массиву данных различных методов статистического анализа выявлена значимая связь между концентрацией в воде ионов тяжелых металлов и показателями развития фитопланктона. Доказано, что повышенная концентрация цинка и меди вызывает сокращение общей численности фитопланктона, его видового богатства, а также влияет на изменение в составе доминирующих видов, когда доминанты из цианопрокариот замещаются представителями диатомовых водорослей. Подтверждена перспективность изучения влияния ионов тяжелых металлов на живые компоненты водной экосистемы городских озер Якутска, а также пригодность фитопланктона в качестве тест-объекта для таких исследований.
Изучена суммарная антиоксидантная активность (АОА) экстрактов, полученных последовательным экстрагированием листьев и плодов рода Lonicera L., растворителями возрастающей полярности (этанол, дистиллированная вода). Использован спектрофотометрический метод определения АОА по ингибированию DPPH. Антиоксидантную активность экстрактов оценивали нейтрализацией свободных радикалов и определением общей антиоксидантной активности. Определение флавоноидных соединений осуществляли методом ВЭЖХ на микроколоночном хроматографе Милихром A-02 фирмы «ЭкоНова» (Россия) с последующей компьютерной обработкой результатов исследования, используя программу «МультиХром для «Windows». Для исследований взяты пробы Lonicera edulis Turcz. и L. altaica 6 популяций, а также 9 сортов жимолости различного происхождения, произрастающих в коллекциях Якутского ботанического сада. Результаты проведенных биохимических исследований показали, что содержание сухих веществ в плодах жимолости колеблется от 10,7 до 13,4 % и составляет в среднем 11,4 %, сумма сахаров 8,1 %, пределы варьируют от 6,0 (Lonicera altaica) до 13,2 (Lonicera edulis Горный р-н, уч. Май). Содержание растворимых и легкогидролизуемых углеводов в жимолости составило 5,3–15 мг/г сырой массы. Содержание аскорбиновой кислоты в ягодах дикорастущей жимолости выше 51,7–71.2 мг %, чем у сортообразцов ( 31,7–65,5 мг %). Биохимический анализ плодов выявил 2 из 8 определяемых компонентов – лютеолин-гликозид и рутин. Наибольшее содержание обнаруженных флавоноидов отмечено в образцах свежесобранных спелых плодов Lonicera altaica (лютеолин-гликозид 51,3±2,6 мкг/г сырой ткани, рутин 96,3±4,8 мкг/г сырой ткани). Накопление флавоноидов в сортообразцах изменяется по годам. Сравнение АОА плодов жимолости различной спелости показало, что АОА выше в спелых плодах (до 50 %). Полученные результаты показывают, что жимолость является потенциальным источником как лиофильных, так и липофильных антиоксидантов.
Различные классы жирных кислот (ЖК) плазмы крови беременных женщин в условиях Севера выполняют тройную нагрузку, обеспечивая оптимальную адаптацию организма к экстремальным климатогеофизическим условиям, участвуя в сложнейших перестройках, происходящих в организме женщин в этот период, и обеспечивая питание, рост и развитие плода. Целью настоящей работы является исследование профиля ЖК плазмы крови беременных женщин с целью идентификации биомаркеров риска невынашивания беременности в условиях Севера. Исследована плазма крови 56 женщин-добровольцев, находящихся в первом триместре беременности. По критерию степени акушерского риска все исследуемые были разделены на две группы: группа 1 «Здоровые» (n = 24), группа 2 «Риск» (n = 32). Идентификацию и определение концентрации ЖК в образцах плазмы крови проводили методом газожидкостной хроматографии с масс-спектрометрией. Были идентифицированы 32 ЖК плазмы крови. Выявлено высокое содержание насыщенных ЖК (более 80 % от суммы ЖК) в обеих обследуемых группах. Установлено, что особенности содержания индивидуальных ЖК плазмы крови беременных женщин в первом триместре могут служить биомаркерами риска невынашивания беременности на Севере: 1) соотношение содержания пальмитиновой/олеиновой ЖК ниже 17,6 ед; 2) более низкое (в 2,51 раза) содержание короткоцепочечных и длинноцепочечных ЖК, чем у женщин с нормально протекающей беременностью; 3) процентное содержание α-линоленовой ЖК в 2,4 раза более низкое, чем у здоровых беременных женщин; 4) более низкое суммарное (Σ) содержание ω3-ПНЖК (ниже 0,02 %), чем у здоровых беременных женщин; 5) соотношение суммарного содержания Σω6-ПНЖК/Σω3-ПНЖК равное или больше 74:1. Используя соответствующие биологически активные добавки или корректируя рацион питания беременных женщин в первом триместре в соответствии с индивидуальным профилем ЖК, вероятно, можно повысить долю вынашивания беременности и рождения здоровых детей в условиях Севера.
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. Биологические ресурсы
Исследованы почвы правобережной части бассейна р. Кенкеме (62°04′ с.ш., 128°59′– 129°00′ в.д.), развивающиеся на песчаных отложениях Центрально-Якутской равнины. На изученном участке ландшафты представлены ранними эоплейстойстоценовыми образованиями элювиального и солифлюкционного происхождения. Льдистость мерзлых песчаных отложений составляет 30–50 %, температура их колеблется от –0,5 до –7 °С при средних значениях –1…–3 °С. Мощность сезонно-талого слоя в зависимости от ландшафтных условий изменяется от 0,5 до 4,3 м при средних значениях 1–2,5 м. Установлено, что под мертвопокровными сосняками широко развиты мерзлотные боровые песчаные слабооподзоленные почвы со строением профиля О–A–АЕ– ЕB–Вf–ВC–С1–С2. В понижениях мезорельефа под закочкаренными ерниками разной степени увлажнения формируются мерзлотные таежные слабооподзоленные глееватые (О–АТ–ЕВ–В–ВСg) и торфянисто-глееватые (ОТ–Т–Вg) почвы. Все типы почв характеризуются преобладанием в гранулометрическом составе фракций крупного и среднего песка, кислой реакцией среды и очень низким содержанием гумуса в минеральной части профиля. Разное сочетание сизовато-серых и охристо-ржавых примазок в оглеенных горизонтах мерзлотных таежных слабооподзоленных глееватых и торфянисто-глееватых почв показывает смену изначально окислительной обстановки на преимущественно восстановительную в условиях избыточного увлажнения.
В последние годы намечается рост численности волков на территории Республики Саха (Якутия). Хищничество волка сокращает ресурсы диких копытных, сдерживает их прирост. При проведении исследовательских работ использованы данные: зимнего маршрутного учета охотничье-промысловых животных с 2000 по 2020 г., анкетно-опросного метода учета волков с 2011 по 2020 г., авиаучетных работ 2009, 2013, 2018 гг. в Республике Саха (Якутия). По результатам анкетно-опросного метода учета волков за это десятилетие численность волка в Якутии была наивысшей в 2011–2012 гг. Затем последовал спад численности в 2013 г. Далее – постепенное увеличение численности волков до 2019 г. и резкий спад в 2020 г. В настоящее время снижение численности волков наблюдается в трех зонах республики: Алданской, Северо-Восточной, Вилюйской. Стабильное количество волков отмечают в Юго-Западной и Северо-Западной зонах. Увеличение количества волков регистрируется в Центральной зоне. По всей республике численность волков в этом году составила 2455 особей, что ниже прошлогоднего на 1148 особей (31,9 %). Плотность населения волка в республике в среднем составила 0,01 ос./1000 га охотничьих угодий. Доля волководиночек также увеличилось и составила 8,4 %. Динамика численности диких копытных (лося, благородного оленя, кабарги и косули), кормовых объектов волка, идет с такой же амплитудой колебаний, как и у волка, это объясняется взаимоотношением хищник–жертва. При снижении численности диких копытных численность волков уменьшается, и наоборот. С увеличением количества волков количество зайцев резко сокращается (в конце 1990-х годов и с 2008 по наст. время) и наоборот (с начала до середины 2000-х годов).
ПАМЯТЬ
ISSN 2686-9683 (Online)