О традиционном мировоззрении якутов на рубеже веков (конец ХХ–начало ХХI вв.)
Аннотация
Исследование проблемы устойчивости традиционной формы мировоззрения становится актуальным в связи с поиском альтернативных мировоззренческих ориентаций в условиях цивилизованного общества. Такая попытка с использованием полевого материала и была проделана автором. В постсоветский период в мировоззрение людей восстанавливается и постепенно входит религиозная составляющая. Показано, что традиционное мировоззрение, выполняя функцию этнической традиции, во многом определяет поведенческие стереотипы. В настоящее время в обрядах жизненного цикла и повседневной жизни якуты стараются придерживаться традиций, ритуалов умилоствления духов, обитающих согласно традиционному мировоззрению в окружающей их среде. Аал Кудук мас – Мировое дерево как структурный элемент системы традиционной культуры довольно устойчиво входит в мироздание якутов, а в основе возрожденческих процессов находится героический эпос – олонхо. Образы мифологических божеств придают этнический колорит национальной культуре. Также предпринимается попытка рассмотреть одно из центральных понятий традиционного мировоззрения – это явление шаманизма, а также выяснить ценность нравственных ориентиров традиционной культуры для современных якутов.
Ключевые слова
Об авторе
Дарья Григорьевна БрагинаРоссия
БРАГИНА Дарья Григорьевна – д.и.н., с.н.с. отдела составления энциклопедического словаря АН РС(Я), anrsya@mail.ru.
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в Х1Х – начале ХХ вв. – Новосибирск: Наука, 1975. – 200 с.
2. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. – 104 с.
3. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. – М.: Наука, 1977. – 247 с.
4. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М.: Наука, 1964. – 399 с.
5. Якуты (Саха). – М.: Наука, 2013. – 599 с.
6. Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение (По материалам фольклора) // Духовная культура в жизни этноса: сб. научных трудов. – Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1991. – 108 с.
7. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. – Новосибирск: Наука, 1993. – 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
8. Якутские мифы = Саха өс-номохторо / Сост. Н.А. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 2004. – 451 с.
9. Энциклопедия Якутии. – Т. 1 / Гл. ред. Ф.Г. Сафронов; ЯНЦ СО РАН, АН РС(Я), ООО «Якутская энциклопедия». – Якутск, 2000. – 539 с.
10. Гоголев А.И., Решетникова А.П. Феномен шаманизма в истории религии // Шаманизм как религия: Генезис, реконструкция, традиции: Тез.докл. Междунар. науч. конф. – Якутск: изд. ЯГУ, 1992. – 116 с.
11. Алексеев Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 2008. – 494 с. – (СО РАН. Избранные труды).
12. Алексеев Н.А. Шаманизм в системе традиционной религии народов Сибири // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2014. – № 1 (4).
13. Харитонова В.И., Свидерская Н.Е., Мещерякова Е.А. Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований // Полевые исследования Института этнологии и антропологии / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2006. – 302 с.
Рецензия
Для цитирования:
Брагина Д.Г. О традиционном мировоззрении якутов на рубеже веков (конец ХХ–начало ХХI вв.). Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2014;19(3):30-35.
For citation:
Брагина Д.Г. О традиционном мировоззрении якутов на рубеже веков (конец ХХ–начало ХХI вв.). Arctic and Subarctic Natural Resources. 2014;19(3):30-35. (In Russ.)