Хронобиологические особенности психоэмоционального напряжения студентов в условиях высоких широт
Аннотация
Проведено исследование состояния хронобиологических особенностей психоэмоционального напряжения организма мужчин-студентов коренной национальности, обучающихся в вузе в условиях высоких широт. Полученные результаты свидетельствуют о динамике повышения психоэмоционального напряжения в организме студентов за последние 10–15 лет (с 2001–2004 гг. по 2014– 2015гг.). Укорочение светового дня в зимний период вызывает статистически достоверное (р < 0,05) увеличение психоэмоциональной нестабильности организма студентов-мужчин на фоне повышения уровня ЛТ (r = 0,781). Достоверное повышение числа студентов с низким уровнем психоэмоционального напряжения организма весной является свидетельством снижения в этот период адаптационных ресурсов и стрессоустойчивости организма.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Владимировна МельгуйРоссия
МЕЛЬГУЙ Наталья Владимировна – аспирант;
Ольга Николаевна Колосова
Россия
КОЛОСОВА Ольга Николаевна – д.б.н., проф., в.н.с., koloso- va.olga8@inbox.ru;
Евгения Николаевна Николаева
Россия
МЕЛЬГУЙ Наталья Владимировна – аспирант;
Список литературы
1. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. – Новосибирск: Наука, 1983. – 232 с.
2. Хаснулин В.И., Хаснулин П.В. Современные представления о механизмах формирования северного стресса у человека в высоких широтах // Экология человека. – 2012. – № 1. – С.3–11.
3. Арефьева А.В., Фатеева Н.М., Глухих Т.А. Адаптивные возможности организма студентов // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XVI Всерос. симпозиума. – Сочи, 2015. – С.16 –17.
4. Малогулова И.Ш., Колосова О.Н., Николаева Е.Н. Вкусовая чувствительность и психофизиологические особенности адаптации в популяциях народов Севера // Наука и образование. – 2012. – № 4. – С.104–113.
5. Мельгуй Н.В., Николаева Е.Н., Колосова О.Н., Саввина И.Л. Психофизиологические особенности организма студентов в период минимальной продолжительности светового дня на Севере // Современные проблемы системной регуляции физиологических функций: Материалы IV Межд. междисцип. конф. – М., 2015. – С. 446–448.
6. Николаева Е.Н., Колосова О.Н., Яковлева А.П., Мельгуй Н.В. Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Cевере и возможность их коррекции // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. – 2012. – Т. 9, №4. – С.25–32.
7. Тригорлый С.Н. Психофизиологическая адаптация студентов высших учебных заведений: Автореф. … дис. канд. мед. наук. – Владивосток, 2006. – 25 c.
8. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. – М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. – 112 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мельгуй Н.В., Колосова О.Н., Николаева Е.Н. Хронобиологические особенности психоэмоционального напряжения студентов в условиях высоких широт. Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2016;21(3):91-94.
For citation:
Melguy N.V., Kolosova O.N., Nikolaeva E.N. Chronobiological Features of Psycho-Emotional Stress of Students in the High Latitudes. Arctic and Subarctic Natural Resources. 2016;21(3):91-94. (In Russ.)