Линейные сооружения как важнейший фактор фрагментации среды обитания диких копытных
Аннотация
По данным авиаобследования и зимних полевых исследований было установлено, что строительство линейных сооружений (дорог, трубопроводов, линий электропередач) создает препятствия свободному перемещению диких копытных как образование разрыва сплошного лесного массива, техногенного фактора беспокойства, иногда физической преграды. Это обстоятельство может привести к фрагментации угодий, изменению миграций животных и разделению популяций диких копытных на группировки. В результате проведенных работ выявлено, что в районе нефтепровода ВСТО диких животных встречалось относительно мало. Плотность населения на 10 км2 здесь составит диких северных оленей – 0,01 особ., лося – 0,01 особ., благородного оленя – 0,01 особ. Данные цифры отражают малую плотность населения диких копытных для юго-западной Якутии. Водовод для перемещений крупных диких копытных является существенным препятствием. Во время сезонных перемещений близ водовода часто наблюдались лоси. Имеются случаи браконьерского отстрела лосей вдоль водовода. На протяжении 350 км вдоль железной и автомобильной магистрали нами не были установлены переходы лосей. Проведение нескольких параллельных друг другу линейных сооружений расширяет зону препятствия, тем самым затрудняя его преодоление и усиливая психологический барьер у диких копытных.
Ключевые слова
Об авторах
Валентина Валериановна СтепановаРоссия
СТЕПАНОВА Валентина Валериановна – к.б.н., с.н.с. Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, valstep@yandex.ru;
Иннокентий Михайлович Охлопков
Россия
ОХЛОПКОВ Иннокентий Михайлович – к.б.н., ученый-секретарь Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, imokhlopkov@yandex.ru;
Александр Валерьевич Аргунов
Россия
АРГУНОВ Александр Валерьевич – к.б.н., м.н.с. Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, argal1@yandex.ru;
Никита Гаврилович Соломонов
Россия
СОЛОМОНОВ Никита Гаврилович – д.б.н., проф., чл.-корр. РАН, акад. АН РС (Я).
Список литературы
1. Баскин Л.М., Охлопков И.М. Охрана крупных млекопитающих от индустриальных угроз. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. – 201 с.
2. Степанова В.В., Охлопков И.М., Кривошапкин А.А. Возможная фрагментация ареала диких копытных в результате строительства железной дороги в Центральной Якутии // Наука и образование. – 2013. – №3. – С. 134–138.
3. Fuller T.K. Population dynamics of wolves in north-central Minnesota // Wildlife Monographs. – 1989. – V. 105. – P. 1–41.
4. Thiel R. P. Relationship between road densities and wolf habitet suitabilityin Wisconsin // American Midland Naturalist. – 1985. – V. 113. – P. 404–407.
5. Cameron R.D., Lenart E.A., Reed D.J. et al. Abundance and movements of caribou in the oilfield complex near Phudhoe Bay, Alaska // Rangifer. – 1995. – V.15(1). – P. 3–7.
6. Dyer S.J., O´Neill J.P., Wasel S.M., Boutin S. Avoidance of industrial development by woodland caribou // Journal of Wildlife Management. – 2001. – V. 65. – P. 531–542.
7. Аргунов А.В. Формирование ареала и современное распространение сибирской косули в Якутии /// Зоол. журн. – 2013. – Т.92, №3. – С.346–352.
8. Степанова В.В., Охлопков И.М. Экология благородного оленя Якутии. – Новосибирск: Наука, 2009. – 136 с.
Рецензия
Для цитирования:
Степанова В.В., Охлопков И.М., Аргунов А.В., Соломонов Н.Г. Линейные сооружения как важнейший фактор фрагментации среды обитания диких копытных. Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2014;19(4):83-88.
For citation:
Степанова В.В., Охлопков И.М., Аргунов А.В., Соломонов Н.Г. Линейные сооружения как важнейший фактор фрагментации среды обитания диких копытных. Arctic and Subarctic Natural Resources. 2014;19(4):83-88. (In Russ.)