Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности
Аннотация
В период учебной деятельности с 2014 по 2016 г. проведено исследование физиологического состояния центральной нервной системы (ЦНС) у студентов-добровольцев 1-го и 2-го курсов СВФУ: девушки (n=72) и юноши (n=48). Средний возраст обследованных составил 19,96 ± 0,23 лет. Для изучения физиологических особенностей состояния ЦНС и оценки подвижности нервных процессов использовали метод определения простой зрительно-моторной реакции» на аппаратнопрограммном комплексе «НС-Психотест». Проведенное исследование выявило снижение функционального состояния ЦНС почти у 50% студентов, обучающихся в условиях Севера, развитие в нервной системе процессов утомления и незначительного снижения работоспособности, что коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности и с низкой эмоциональной устойчивостью студентов.
Об авторах
Евгения Николаевна НиколаеваРоссия
НИКОЛАЕВА Евгения Николаевна – к.б.н., доцент
Ольга Николаевна Колосова
Россия
КОЛОСОВА Ольга Николаевна – д.б.н., в.н.с.
Список литературы
1. Айзенк Г.Ю. Классические IQ тесты. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 192 с.
2. Байгужин П.А. Оптимизация оценки показателей сенсомоторной реакции – предикторов функционального состояния центральной нервной системы // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 252–260.
3. Вербицкий Е.В. Психофизиология тревожности. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 192 с.
4. Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения: Теория. Методы: Общепсихологический практикум. М.: Аспект Пресс, 2011. 317 с.
5. Колосова О.Н., Мельгуй Н.В., Скрябина С.Н. Влияние звуковых волн на параметры сердечно-сосудистой системы человека в условиях высоких широт // Наука и образование. 2015. № 4. С. 105–110.
6. Коновалова Г.М., Севрюкова Г.А. Вуз, здоровье и проблемы адаптации. Волгоград: ВолгГТУ. 2011. 158 с.
7. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: Автореф. дис. … д-ра биол. наук. Томск, 2008. 38 с.
8. Мельгуй Н.В., Колосова О.Н., Николаева Е.Н. Хронобиологические особенности психоэмоционального напряжения студентов в условиях высоких широт // Наука и образование. 2016. №.3. С. 91–95.
9. Муравьева И.В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у российских и иностранных студентов к условиям обучения в вузе: Дис. … канд. биол. наук. Тамбов, 2014. 175 с.
10. Навакатикян А.О., Крыжановская В.В., Кальриш В.В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев: Здоровье, 1987. 152 с.
11. Николаева Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера: Дис. … канд. биол. наук. Якутск, 2006. 112 с.
12. Николаева Е.Н., Колосова О.Н., Яковлева А.П., Мельгуй Н.В. Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Cевере и возможность их коррекции // Вестник СВФУ им. М.К.Аммосова. 2012. Т. 9, № 4. С. 25–32.
13. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 128 с.
14. Семенкова Т.Н., Леухова М.Г., Лесникова С.Л., Блинова Н.Г., Васина Е.В., Кошко Н.Н., Варич Л.А. Особенности психофизиологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Вестник КемГУ. 2010. № 2 (42). С. 47–52.
15. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у преподавателей высшей школы // Фундаментальные исследования. 2008. № 11. С. 28– 32.
16. Халидова Л.М. Психофизиологические критерии адаптации студентов к обучению в вузе: Дис. … канд. биол. наук. Ставрополь, 2016. 157 с.
17. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информ. аспекты медицины. 1999. Т. 2, № 1. С. 59–62.
Рецензия
Для цитирования:
Николаева Е.Н., Колосова О.Н. Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности. Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2017;22(3).
For citation:
Nikolaeva E.N., Kolosova O.N. Physiological Estimation of the State of the Central Nervous System of Students in the Period of Educational Activity. Arctic and Subarctic Natural Resources. 2017;22(3). (In Russ.)